Реконструкция центральных улиц г. Симферополя или почему благоустройство это не просто - Проектная группа АРХИМА

Реконструкция центральных улиц г. Симферополя или почему благоустройство это не просто

16 Января 2017

Закончилась первая очередь реконструкции центральных улиц города Симферополя (Пушкинская и Карла Маркса) и наш архитектор решил прогуляться по реконструированному общественному пространству

1 © Скриншот из презентации, размещенной на официальном сайте администрации Симферополя 

Сегодня прогулялся по реконструированному центру города и посмотрел все своими (профессиональными:)) глазами. Фото не делал, т.к. каждый гражданин г. Симферополь может пойти и увидеть все сам, да и фоток много в сети.
После прогулки решил написать небольшой пост о нарушениях норм и логики. Анализ делаю с учетом требований для маломобильных групп населения (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п), т.к. выполнение данных требований дает возможность создать действительно комфортную среду для всех категорий граждан, а не только инвалидов-колясочников. Банальности, по типу не заполненных швов в плитке и торчащих деревяшек под фонарями не пишу, т.к. о них уже много сказано и их легко устранить. Сдесь затронут только момент технической безопасности и долговечности среды без критики внешнего вида.

Итак, что не так, - по порядку (по возможности даю ссылки на действующие нормы):

1. На участке по ул. Карла Маркса между ул. Пушкина и проспектом Кирова (визуально) отсутствует уклон к ливневым решеткам, вместе с тем по ул. Пушкина между ул Карла Маркса и ул. Горького поперечный уклон превышает (визуально) нормативный (не более 2 см на 1 метр длины согласно п. 4.1.7 СП 59.13330.2012).

2. Ливневые решетки применены как минимум двух разных фирм с разным рисунком, сомневаюсь что так было в проекте по которому все должно быть "в едином стиле", тем более в обоих фирмах есть похожие рисунки решеток, что мешало применить максимально похожие - не понятно.

3. Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5-8 мм. (ТТК. Устройство сборных покрытий тротуаров).

4. Просветы ячеек решеток должны быть не более 0,013 м шириной (п. 4.1.17 СП 59.13330.2012). По этому параметру как минимум не проходят решетки щелевые чугунные фирмы "standartpark", по каталогу там ячейки шириной 20 мм.

5. Лотки во многих местах установлены выше или вровень с плиткой, это нарушает технологию монтажа, т.к. решетка лотка должна быть на 3-5 мм ниже покрытия, как следствие во время дождя будем ходить по лужам (прибавьте сюда еще провалы и неправильную разуклонку).

6. Решетки лотков установлены достаточно близко друг к другу, это вопрос к проектировщику, я бы на месте такового уже сделал цельную линию лотков меньшей ширины, это было б эстетичнее и могло решить проблему примыкания разных видов продольного рисунка (хотя нет, с кривыми руками не решило б).

7. У меня есть подозрение, что в пироге покрытия отсутствует щебень, т.к. в местах, где сейчас вскрыта плитка, в зоне скамеек (видимо забыли вывести подсветку или полив) стоит вода, этого быть не должно, т.к. щебень выполняет роль пластового дренажа. Мое сомнение усиливается тем фактом, что когда я ходил по центру, до нового года, мои ноги помнят только песок и грязь. Так же, не помню, чтобы на стройке применяли трамбовку, она обязательна! И хотя ТТК позволяет применять в качестве основания песок, но мы имеем дело не просто с тротуаром, а с проездом, предназначенным для проезда пожарных машин, и тут никакого песка в качестве несущего слоя быть не может. Обычные тротуары можно укладывать на песчаное основание в определенных грунтовых условиях, но при ширине не более 2 метров (п. 3.23. СНиП III-10-75).

8. Толщина бетонных плиток не соответствует ГОСТ 17608-91, т.к. согласно приложения 1, толщина плит с габаритами в плане 100х100 мм (а соответственно и менее) составляет 100 мм на любых основаниях. Тут стоит передать привет практически всем производителям бетонных плиток в Крыму - Ваша плитка с габаритами в плане 100х100 и менее не соответствует ГОСТу как минимум по своей толщине!

9. В некоторых местах я наблюдал пластиковые мини-колодцы (коверы) с пластиковыми зелененькими крышками, данные коверы предназначены для установки элементов управления в поливочных системах в газонах, но никак не в тротуарах и проездах, и как результат крышки уже отсутствуют либо треснули от нагрузок.

10. Рисунок на тротуаре на "кресте" выполнен просто ужасно (даже по сравнению с остальными рисунками), в данном случае подозреваю что проектировщиком не была предоставлена и продумана разбивка плиток, либо она не дошла до плиточника.

11. При сносе лип на ул. Пушкина один из аргументов был, что деревья по нормам должны быть на расстоянии не менее 5 метров от фасада. Действительно есть такой пункт 9.5 в СП 42.13330.2011, обязательный к выполнению (5 метров от наружной стены до оси ствола дерева), но, господа, где Ваша последовательность? Почему высаженные липы находятся опять на расстоянии около 2,5 метров от фасадов? Будем через 5 лет опять пилить деревья???

А теперь мой ответ на извечный русский вопрос - кто виноват и что делать?

Кто виноват:

1. Подрядчик, т.к. любой подрядчик, берясь за выполнение строительных работ, знает срок, сумму и видит проект, по которому нужно построить (смета, согласно Градостроительного кодекса РФ, не входит в состав документации по которой ведется строительство, она вторична). Поэтому никаких "отмазок" по типу погода, нет денег, времени, плохой проект и т.д. не может быть - видел на что шел.

2. Местные власти, т.к. выбрали не очень добросовестного (по результату работ) подрядчика без конкурса и, видя погодные условия, боролись за популизм, а не за здравый смысл. Так же не провели надлежащий технадзор за строительством.

Что делать:

1. Подрядчик должен все привести в соответствие с проектом и по технологии за свой счет (во что я не верю, поэтому см. п.3 ниже).

2. Власти (это не только Бахарев), допустившие такое, должны подать в отставку, либо должны быть уволены по статье, и не нужно бояться пресловутого "дефицита кадров", т.к. "незаменимых нет!"

3. Союзу архитекторов Республики Крым (САРК) необходимо в очередной раз, теперь более настырно, обратиться к руководству республики с требованием провести открытый платный конкурс на благоустройство центральных улиц города с привлечением в состав жюри не менее 2/3 архитекторов, состоящих в САРК или с мировым именем. Провести этот конкурс в здравые сроки и выполнить новое благоустройство центра города. Если мы этого не сделаем, то опять через год-два (а может и раньше) новые или эти же власти будут недобросовестно осваивать следующие средства на новую реконструкцию по сомнительному с точки зрения эстетики проекту.

Как можно судить по моей статье, проектирование благоустройства не такая уж и простая задача и требует грамотного подхода даже в технических моментах, не говоря о внешнем виде, колористике, формах, масштабу, контексте места и других архитектурных и градостроительных моментах о которых было сказано ранее достаточно много.

Призываю всех пользоваться услугами профессионалов и делать все по проекту, даже в таком простом, на первый взгляд, вопросе, как благоустройство территории!

*При использовании информации из данной статьи
необходимо учитывать дату ее написания и
проверять актуальность указанных норм
Пивоварчик Максим